Интервью Александра Бруньковского — создателя нового проекта «Расцветшая зима»!
15 ноября 2021 Расцветшая зима

Сегодня мы публикуем большое интервью режиссёра и автора уникального нового проекта Студии «Расцветшая зима» по новелле Тонино Гуэрры — Александра Бруньковского. Приятного чтения!

 

СТУДИЯ: Скажите, пожалуйста, почему было принято решение экранизировать именно эту новеллу Тонино Гуэрры? Какой путь прошла история, прежде чем начать воплощаться в анимации?

Александр Бруньковский: Как-то раз, в 2007 году, прогуливаясь на верхней террасе сада у дома Тонино и Лоры мы говорили с ним об Антониони, Ангелопулосе и всё наш разговор касался темы «вечность и один день». Говорили о «вспышках» жизни, когда в одном дне спрессовывается время откровений. Это когда нет серой соединительной ткани будней. Каждое мгновение такого проживания значимо и предельно наполнено.

Так вот тогда на террасе, слово за слово, я рассказывал Тонино что-то из своей личной жизни… И тогда Тонино, он был всегда невероятно проницательным, стал рассказывать мне историю, которую он давно написал в виде новеллы. Сюжет начинается с того, как главный герой едет в маленький город что бы совершить формальный акт в суде и официально развестись с женой, с которой они не живут уже несколько лет. Все уже решено, оговорено и документы поданы… Но вдруг с главным героем, еще по дороге, начинают происходить удивительные события, которые вырастают в фантасмагорию. Он попадает в петлю времени…

Тонино сказал, что эту новеллу когда-то давно собирался ставить Микеланджело Антониони с Моникой Витти в главной роли, но фильм тогда так и не сложился, ввиду разных причин.

В тот же день я понял, что должен снять этот фильм. Эта история лично затрагивала меня.

И тогда же мы решили с Тонино что будем делать полнометражный сценарий по этой новелле «Расцветшая зима». И мы неспешно стали придумывать. На главной локации Тонино сразу акцентировал внимание, что это должен быть райский крошечный городок в горах «за облаками». Он должен быть между землей и небом. Профессию главного героя для развития линий сюжета предложил мне выбрать самому, главное помнить, что герой попадает в точку пространства и времени, где фокусируется вся их (Альберто и Юлии) возможная, данная им свыше жизнь. И на краю расставания происходят откровения. Это вообще о расставании, как образе жизни. Человек ежедневно расстается… Только в этой истории океан человеческой жизни сжимается в одну бриллиантовую каплю. В ней всё.

Тонино нашел свои старые рукописи, варианты этой новеллы…  Мы работали по ним и придумывали новое. Мы ездили по окрестностям, осматривали те места, где могли происходить события. Параллельно мы снимали документальный материал с Тонино, который стал моим документальным фильмом «Тонино. Я не вспоминаю» 2010 г.

Погружаясь в материал, я нашел интересный факт и фотографию к нему: снежинка – их множество видов, и вот одна замерзшая снежинка под микроскопом, очень похожа на цветок миндаля. Поскольку одной из главных метафор в этой истории является цветение плодовых деревьев посреди зимы, перед рождеством, то этот образ, помню, очень понравился Тонино и Лоре…

С первыми вариантами сценария в руках, я уже встретился с замечательной, знаменитой актрисой Ирен Жакоб, предложил ей главную роль, она была очень воодушевлена, дала мне свой прямой телефон, даже минуя агента, разрешила говорить с ней о фильме. Я вел переговоры с разными студиями и возможными финансистами проекта. Рождались разные идеи производства, мест действия и актеров. Итальянская – тогда это север Италии, в главных ролях Ирен Жакоб и Венсан Кассель. И русская – тогда съемки в Крыму и Ксения Раппопорт в главной роли, об этом просил Тонино, а мне и возражать не думалось. Чудесная кандидатура. Но достаточное финансирование всё не находилось и не находилось. Фильм, в котором состояние между сном и реальностью является важной составляющей, требовал определенных затрат…

Шли годы. О том как все происходило можно целую книгу написать. Тонино в 2012 году покинул нас. «Перешел в другую комнату», как он говорил.

Я не оставлял стараний придумывать как осуществить наш замысел, хотя столько лет держать этот проект на руках было энергетически не просто. И вот уже подходит столетие со дня рождения Тонино. Я понимал, что не могу не снять этот фильм. Сейчас, или никогда.

Акварели мои все больше были востребованы, и я снова окунулся в мир рисования. За плечами у меня уже была книга графического романа «Подсказки» 2016 г., которую я написал и нарисовал. И в этой книге я местами применял анимационные приемы изображения…

Вот так стала складываться идея, приуроченная к столетию мастера: Тонино любил рисовать, история эта — между сном и реальностью, я почувствовал уже некоторый вкус анимационного кино, — так всё и сфокусировалось.

И, признаться честно, детские мечты, очень кратковременные, как вспышка, в третьем классе школы стать мультипликатором, потому что папа из Америки привез комиксы Диснея (смеётся). Потом я об этом благополучно забыл, потом перед поступлением к Хуциеву на курс режиссуры, я пытался поступить на мультипликацию, но меня не взяли. И я опять забыл про это. И вот опять! (смеётся)

Так вот, я рассказал о своей идее Лоре Гуэрра, она благословила, и я написал сценарий короткометражного анимационного фильма на основе всего того материала, что мы много лет назад делали с Тонино.

Мой разговор о «Расцветшей зиме» с моей однокурсницей и подругой, режиссером и продюсером, Анной Чернаковой привел нас к чудесному решению. Анна согласилась стать продюсером этого проекта. Мы подготовились, прошли конкурс Министерства культуры РФ, и получили поддержку. Проект уже ожидают многие ведущие кинофестивали, как в России, так и за рубежом. Также фильм ждёт и телеканал «Культура». Это морально поддерживает нас. Наша немногочисленная команда увлечённо работает и очень ждет еще и материальной поддержки со стороны спонсоров и людей, которых заинтересует этот проект – мы открыты ко всем предложениям.

СТУДИЯ: Александр, расскажите, пожалуйста, какие ещё совместные проекты вы создавали вместе с Тонино Гуэррой?

Александр Бруньковский: Началось все еще в 2002 году, когда я снимал документальный фильм «Ирина Скобцева. Жизнь Дездемоны» Тонино и Лора снялись там у меня в небольшом эпизоде, рассказывая о дружбе их с семьей Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Там мы познакомились и подружились. Потом в 2003 году был фильм о Лоре и Тонино «Женитьба по-итальянски» и еще документальный фильм, о котором я рассказывал раньше «Тонино. Я не вспоминаю».
СТУДИЯ: А как вы думаете, для кого будет эта новая история («Расцветшая зима», прим.)?
Александр Бруньковский: Для тех, кто помнит свои тайные грёзы, вмещает их в себе, и может быть мечтает реализовать… Кто хочет осмыслить свою жизнь, глядя на героев нашего фильма. Для тех, кто любит искусство, и искусство в себе, кто неравнодушен к итальянскому кино и его мастерам, Тонино Гуэрре и Микеланджело Антониони, а именно им я посвящаю этот фильм и, прочитав это интервью, я думаю, вы уже понимаете почему.
СТУДИЯ: Расскажите о своей творческой группе. Кто и как принимает участие в процессе создания картины?
Александр: У нас пока маленькая, но очень крепкая группа единомышленников. Прежде всего мы начинали основное ядро работы и продолжаем сейчас с Натальей Мальгиной. Наталья известный, талантливый, многоопытный режиссер и художник мультипликатор. Она помогает мне во многих вопросах, все ж надо понимать, что в постановке анимационного фильма у меня дебют. Это мой первый опыт на этом поприще, и ее подсказки для меня очень важны. Мы вместе доводим до кондиции раскадровки и аниматик (движущийся эскиз, кто не знает, что это) картины. Наталья владеет, очень редким сейчас умением — мастерством пластичного рисунка, училась этому у мастеров классической анимации.
Все наши многослойные исходные материалы складывает воедино, то есть занимается компоузингом, то же дебютантка в мультипликации, но очень опытный и талантливый дизайнер книг, Елизавета Бабаева. Ее природная музыкальность, и чувство цвета очень близки мне. Это я сразу почувствовал, когда мы начинали еще делать аниматик. Музыкальное и художественное образование ее сейчас проявляется, и очень помогает в ритмическом построении кадра и изначальной фактуре и цвете изображения.
Елизавета и анимирует многие эпизоды. Обладая и природной актерской жилкой, предварительно разыгрывает сцены вместе со мной. Многозадачность присуща каждой творческой личности в нашей компании.
Светлана Макарова закладывает основу операторского фундамента нашего проекта. Время на съемку каждого кадра уходит очень много. Поэтому большей частью этим занимаюсь я, а Светлана делает установочные сессии и помогает мне консультациями в технических и программных опциях. Большой опыт Светланы в анимационном кино очень важен для меня.
На сегодняшний день уже очень много замечательных творческих личностей так или иначе внесли свою лепту в проект. И я обязательно буду постепенно рассказывать о них.
Например, самые первые совместные шаги, еще задолго до подачи проекта на конкурс, и прихода в студию Анны Чернаковой «Первый А», тогда еще студент ВГИКа, Иван Кобрин помогал мне, как художник, и новую генерацию проекта, первый опыт оживления кадра, мы делали тогда вместе.
Сейчас в нашем творческом процессе участвуют и замечательные актеры, с ними я разыгрываю все сцены. А затем рисую их акварелью. В главных ролях заняты Станислав Рядинский, Ирина Вербицкая, в эпизодических: Рамис Ибрагимов, Евгения Щербинина, Сергей Задорин… А волшебные художники-гримеры Татьяна Коломицева, Надежда Гурулёва и Диана Щербакова воплощают очень сложные задачи, которые я перед ними ставлю. А ссистент продюсера Марина Ляпина помогает решать различные административные вопросы.
Необычные костюмы виртуозно сшила художник по костюму Елена Бруньковская, а в работе с итальянским языком, с итальянским озвучиванием реплик помогает замечательная певица и музыкант Стелла Аргату.
Ну и, конечно же, ежечасное покровительство генерального продюсера Анны Чернаковой вселяет уверенность в всегда сомневающуюся душу художника. (улыбается).
И еще немало людей уже помогают и будут участвовать в создании фильма, о них стоит рассказать чуть позже.
СТУДИЯ: Вы работаете в уникальном стиле, аналогов которому нет в мире. Есть ли возможность описать для читателей, как происходит создание этого анимационного фильма, не раскрывая секретов?
Александр: Акварель — это всегда тайна.

Новости

Катя-Катя 18 марта 2024

Фильм «Катя-Катя» получил награду на фестивале «8 женщин»

На завершившемся 11 марта Х Московском кинофестивале «8 женщин» приз «Хрустальная слеза» за лучшую мелодраму получил российский фильм для подростков...

Катя-Катя 18 марта 2024

«Катя-Катя» на фестивале «8 женщин»

8 марта в Белом зале Центрального Дома кино Союза кинематографистов в рамках Х Московского кинофестиваля «8 женщин» прошел специальный показ...

Катя-Катя 18 марта 2024

Фильм «Катя-Катя» на выставке «Россия» на ВДНХ

20 января прошел специальный показ фильма «Катя-Катя» на выставке «Россия» в павильоне «Наша культура» на ВДНХ. В рамках показа также...

Катя-Катя 18 марта 2024

Фильм «Катя-Катя» показали на ВДНХ!

3 марта в павильоне №57 в рамках кинолектория «Детский взгляд», организаторами которого стал Росдетцентр, прошел специальный показ фильма Анны Чернаковой...

Судьба барабанщика 8 декабря 2023

Гайдар? Гайдар!

Начался монтажно-тонировочный период нового фильма Студии Первый А - экранизации повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» (сценарий Александра Адабашьяна и Анны...

Катя-Катя 29 ноября 2023

Фильм «Катя-Катя» получил две награды на кинофестивале «Листопад»

На завершившемся 24 ноября 2023 XIX Международном кинофестивале «Листопад» (Минск, Республика Беларусь), один из главных призов фестиваля - Приз Президента...

Катя-Катя 22 ноября 2023

Долгожданная премьера фильма «Катя-Катя»

1 ноября в Большом зале Центрального Дома кино Союза кинематографистов прошла торжественная премьера фильма Анны Чернаковой «Катя-Катя». Перед фильмом гости мероприятия...

Про Лёлю и Миньку 23 октября 2023

«Катя-Катя» — Приз за лучшую женскую роль на фестивале «От всей души»!

В августа в Ульяновске прошёл XIV Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души». Победителем в...